Skype в России: много шума из ничего

2 сeнтября 2009 гoдa министр связи и мaссoвыx кoммуникaций Игoрь Щeгoлeв oфициaльнo зaявил, чтo Skype в Рoссии зaпрeщeн нe будeт.

A вeдь до последнего времени миллионы пользователей сети Интернет были крайне озабочены судьбой популярной программы.

Стоило ли переживать? Что произошло на самом деле? Кому могло быть выгодно раздувание скандала? На эти вопросы постарается ответить постоянный автор Macster.

Предыстория

21 июля 2009 года на заседании комиссии российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) был поднят вопрос о развитии VoIP-телефонии в России.

Было отмечено, что рынок развивается настолько быстро, что уже к 2012 году на долю VoIP придется до 40 процентов всего траффика — а законодательной базы, регулирующей отношения в этом сегменте, не существует. Из-за чего было предложено ввести контроль над VoIP-телефонией в целом.

Некоторые вопросы, поставленные на памятном заседании, были восприняты неоднозначно, что создало благодатную среду для распространения различных слухов и спекуляций.

Версия обвинения

Сразу после заседания РСПП многие издания запестрили заголовками о предстоящем запрете Skype в России. По словам большинства из них, VoIP-телефония была невыгодна операторам, так как давала абонентам возможность совершать звонки, минуя традиционные каналы связи. Но просто так признаться в том, что Skype и подобные ему клиенты отнимают у них хлеб, сотовые операторы не могли. Отчего и стали приводить аргументы от «Skype не платит налогов» до «это мешает спецслужбам прослушивать потенциально опасные переговоры» в пользу если не запрета, то тотального контроля над «новым» участником рынка. Первый заместитель генерального директора компании «Мегафон», Валерий Ермаков, якобы выступил с пламенной речью о важности контроля за «паразитирующей» VoIP-телефонией и рассказал о том, что в ряде западных стран она находится вне закона, а некоторые производители мобильных телефонов отказались от использования Skype. Эти высказывания и были расценены как главный призыв к запрету VoIP.

Подобные рассуждения и утверждения заполонили интернет.

Версия защиты

Если верить не всему интернету, а официальному сайту РСПП, в частности, материалам с того самого заседания, то можно усомниться в правильности некоторых утверждений и сказать, что слухи о смерти Skype были сильно преувеличены.

В официальном протоколе, составленном по итогам заседания, мы видим несколько другую картину — гораздо менее красочную и скандальную. По итогам доклада господина Ермакова о «формировании правовых основ развития IP-телефонии в Российской Федерации» было принято решение «отметить актуальность рассмотренного вопроса и согласиться с выводами докладчиков» о том, что: «рынок IP-телефонии будет развиваться в России в соответствии с международными тенденциями»; «для легитимного развития VOIP в России целесообразно инициировать комплексную проработку правовой модели инфокоммуникационного рынка, используя накопленный международный опыт»; «предоставление услуг IP-телефонии массовому потребителю должно осуществляться в условиях обеспечения гарантий качества услуги, и защиты интересов пользователей и государства».

Как мы видим, слово Skype не употреблено ни разу. Нигде нет упоминания о том, что программу или VoIP-телефонию в целом нужно запретить. Наоборот, мы можем заметить, что решения, принятые РСПП, направлены на грамотное разрешение ситуации в интересах конечного потребителя.

Бесспорно, нам может показаться интересным, кто и что говорил на том заседании, в частности, интересны именно доводы г-на Ермакова, фактически «обвиненного» в «подстрекательстве» к запрету Skype. На том же официальном сайте представлена презентация его выступления. Думается, это не тот человек, слова которого расходятся с делом. На одном из слайдов презентации говорится о том, какие меры должны быть приняты операторами сотовой связи для урегулирования этого вопроса. Предлагаемые меры вовсе не соответствуют растиражированным в прессе. Даже странно, что в официальном публичном документе все наоборот: борьба с VoIP-сервисами расценивается как негативное явление и никак не поощряется.

Можем сделать вывод, что ничего особенного страшного на том заседании не случилось.

Вопрос о поднятии вопроса

Почему же крупнейший оператор сотовой связи поднял вопрос о VoIP-телефонии?

По данным информационного агентcтва Reuters, в 2008 году на долю Skype пришлось 8% траффика международных переговоров. Это на 41% больше по сравнению с предыдущим годом. И ожидается, что бурный рост продолжится.

Для нашей страны этот перспективный быстроразвивающийся рынок — в новинку. Сейчас не так много людей пользуются Skype с телефонов, большинство по старинке совершает звонки с компьютеров — но совсем скоро все изменится, и покупатель, имеющий современный смартфон, встанет перед выбором: звонить по обычному тарифному плану или через более дешевый Skype.

Может есть возможность повлиять на решение абонента и не потерять его?

Как стало известно, «Мегафон» озадачился созданием своего сервиса IP-телефонии под названием «Мультифон». И, более того, уже успешно запустил его бета-версию в некоторых регионах. «Мультифон» дешевле, чем Skype, а благодаря тому, что у «Мегафона» налажена нормальная работа сетей 3G во многих регионах России, новая услуга может обеспечить высокое качество видеозвонков. Этот сервис был создан для того, чтобы подтолкнуть абонентов к использованию высокотехнологичных видов связи.

В целом, тенденция на рынке такова, что в скором времени вероятен переход с повременной оплаты на оплату за потребленный траффик. Уже сейчас это можно претворять в жизнь: «Мегафон» активно внедряет 3G по всей России и вводит безлимитные тарифы на интернет. Однако на данный момент мощная сеть практически не загружена.

Не только «Мегафон» может быть в этом заинтересован. На том же заседании присутствовали и представители компании «Транс ТелеКом». «Транс ТелеКом» занимается в том числе тем, что предоставляет траффик сотовым операторам, следовательно, имеет прямую выгоду от развития интернет-технологий. Россия затянута оптическим волокном, которое тоже нужно использовать.

В докладе г-на Котова В.Н (данные презентации на странице www.rspp.ru) присутствует фраза: «Учитывая экономическую и функциональную привлекательность, при сравнимых параметрах качества традиционные (фиксированные и мобильные) операторы могут модифицироваться из операторов услуг связи в операторов доступа к услугам с добавленной стоимостью «контент-провайдеров».

Это показывает, что предположения о превращении сотовых операторов в провайдеров в будущем имеют право на существование.

По большому счету, если речь идет только о том, чтобы «гонять траффик», то становится неважным, за счет чего это происходит: за счет Skype или за счет «Мультифон». Главное, организовать всё так, чтобы никто не остался внакладе.

Таким образом, мы приходим к заключению (вернее, повторяем заключение самого заседания), что контроль над рынком мог быть задуман только для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование отечественных операторов связи, которые, признав-таки существование IP-телефонии, решили, что она является отличным вариантом для дальнейшего развития услуг.

Долгое время VoIP-телефония законодательно была никак не представлена. Skype и схожие с ним VoIP-клиенты жили по своим внутренним законам. Выставляли те цены, которые считали нужными. Ни перед кем не отчитывались. Никому не платили налогов.

Согласитесь, что «легальным» сотовым операторам идти тем же путем нельзя. Если они хотят что-то противопоставить Skype, нужно делать легально: отношения на рынке нужно как-то оформить. А законы на территории одной страны должны быть равны для всех, в том числе и для Skype.

«Мегафон» предложил поспешить с принятием мер по контролю за VoIP потому, что сотовые операторы, начинающие работу в этом направлении сейчас (когда это особенно актуально — «кто первый — того и тапки»), потом, когда все утрясется, и законы будут десять раз переписаны, могут оказаться за бортом нового законодательства. Более того, для предоставления того или иного вида связи на территории РФ нужна лицензия. А механизм лицензирования VoIP-телефонии пока что не проработан. Так что уже сейчас операторы, официально предлагающие VoIP-услуги, находятся в «пограничном состоянии».

Это все, конечно, прекрасно и логично. Но.

Кому мог быть невыгоден Skype?

Когда мы говорим «операторы сотовой связи», мы больше думаем о долгосрочной перспективе. Если посмотреть финансовую статистику компаний, предоставляющих услуги мобильной связи, мы увидим, что большинство из них не то чтобы очень хорошо переносят кризис. И на данный момент из всего разнообразия поставщиков услуг связи только «Мегафон» имеет развитую инфраструктуру 3G, необходимую для использования VoIP-телефонии (не секрет, что для обмена видеозвонками нужна быстрая связь) и достаточно устойчивое финансовое положение, чтобы развивать ее в дальнейшем.

Следовательно, не все операторы смогут предоставить своим абонентам услугу, подобную «Мультифон», не все смогут обеспечить нормальную работу Skype в своей сети. Также не все из них смогут перейти на оплату «за траффик», если до этого дойдет в ближайшее время, так как EDGE и GPRS сильно перегружены и имеют достаточно низкую скорость.

Платить за траффик абонентам дешевле. Значит, потеря клиентов неизбежна.

Это может сделать как Skype, так и «Мультифон» одинаково невыгодными для некоторых операторов сотовой связи.

Почему бы тогда не проталкивать идею о запрете Skype в России, мотивируя ее все тем же: налоги, отсутствие СОРМ, опыт других стран — и при этом сваливая ответственность на других?

Skype, конечно, не закроют, но конкуренту репутацию подпортят. А попытки «подмочить» последнюю, на мой взгляд, были.

Мы говорим не о версиях новостных сайтов и аналитиков, а об общественном резонансе, вызванном проблемой Skype. Искусственно вызванном, на мой взгляд.

Почему в сети разгорелись нешуточные страсти?

Если вспомнить скандал по поводу якобы запрета Skype, который разгорелся в сети, то сразу всплывают нападки именно в адрес «Мегафона». Те, кто читают «Живой Журнал» и bash.org.ru, вспомнят «стихийные» флеш-мобы по синхронному «выбрасыванию симок Мегафона» в знак протеста против запрета Skype. Вот примеры подобных цитат: «Абоненты «Мегафон», давайте покажем Ермакову, что такое реально низкие прибыли, и дружно сменим оператора»;
«Друзья! Если мы промолчим, то скайп и аську урежут! Предлагаю начать протестовать уже сейчас! Пусть господин Ермаков почувствует тяжесть своего высказывания! Выкинем [непечатное] симки мегафона!!!».

Вот так сеть среагировала на совещание РСПП. Странно, не правда ли?

Ни в коем случае не относим вышеперечисленные сайты к авторитетным источникам, но в последнее время подобные площадки активно используются для популяризации той или иной идеи. Из-за своей многомиллионной аудитории такие проекты идеальны для ненавязчивой «промывки мозгов».

Предположим: может, общество съело наживку и стало жертвой «черной» PR-акции?

Вместо заключения

Суммировав все приведенные выше аргументы, осмелимся предположить, что, возможно, скандал о предполагаемом запрете Skype «Мегафоном» мог быть излишне раздут. Причем раздут нарочно. И именно идея о запрете Skype была пролоббирована, а не наоборот.