Apogee One/Duet

Пaру мeсяцeв нaзaд нa пoртaлe Macster пoявился нeбoльшoй мaтeриaл o кoнфeрeнции SWMC, гдe шлa рeчь o стaнoвлeнии Apple кaк вeдущeй медиаплатформы, в рамках которой создается и развивается уникальное программное обеспечение и профессиональные аудиоустройства, способные предоставить максимальный уровень стабильности и надежности системы.

Колоссальная распространенность «яблочной» техники среди людей творческих профессий, конечно, дает повод вести подобные разговоры, но мы все же решили проверить, как идет «строительство» платформы на деле, взяв на тест два наиболее распространенных аудиоинтерфейса от Apogee — One и Duet.  

В ногу со стилем

Внешний вид устройства для компании Apple так же важен, как и его функциональность. Фанатичное стремление Стива Джобса к простоте стало одним из главных факторов, обусловивших успех Apple на рынке компьютеров и мобильных устройств. Поэтому компания, которая решила ассоциировать свои девайсы с «яблочной» техникой, без всяких сомнений, просто обязана следовать этому же принципу.

Насколько я знаю, среди дизайнеров бытует мнение, что сделать простой дизайн намного сложнее, чем сложный, а стремление к простоте становится сродни хождению по краю пропасти. Сделать простой дизайн трудно, но оно того стоит, ведь правда? Получилось ли это у инженеров Apogee? Давайте попробуем разобраться вместе.

На каждом из устройств лишь один регулятор — громкости. Малый безупорный ход регулятора позволяет управлять громкостью звука с безупречной точностью. Этот же регулятор используется и для управления громкостью входов гитары или микрофона: для переключения между IN1/IN2/OUT нужно просто нажать на кнопку.

Но удобно ли это? Я бы сказал — привыкнуть можно. Однако есть и промах этой концепции — невозможность управлять отдельно громкостью наушников и отдельно громкостью акустики. Боюсь, в студийной работе этот недостаток проявит себя отчетливо. Проблему можно частично решить в настройках, сделав так, чтобы при выключении звука глушилось что-то одно — либо наушники, либо основной выход. Тогда мониторинг будет либо с наушников, либо с мониторов, либо и с того, и с другого, но на одном уровне громкости.

Компромисс в пользу компактности

С кнопками и ручками, думаю, разобрались. Перейдем к еще одной особенности аудиоинтерфейсов Apogee: все входы и выходы (за исключением выхода на наушники) вынесены в пучки совмещенных кабелей. Выглядит это вот так:

Подобный ход позволил значительно уменьшить размеры устройства и улучшить внешний вид. Что касается студийного — стационарного — применения, то, если провода свисают под стол, проблем нет. Если вдруг провода под стол убрать будет нельзя, то придется идти на какие-то ухищрения, чтобы попытаться их спрятать.

Для тех же, кого никак не устраивают провода, можно отдельно приобрести распределительную коробку — например, Duet Breakout. Но стоит она, ни много ни мало, 200 с лишним долларов.

Найти MIDI-разъемы ни на одном устройстве не удастся. Сделано это было для повышения компактности и, наверное, в силу угасающей надобности в подобного вида разъемах. Если же данная функциональность все же будет нужна, выходом будет только покупка отдельного переходника USB–MIDI.  

Plug & Play  

Для чего нужно создавать одноплатформенные устройства? В первую очередь для того, чтобы пользователь мог подключить его к компьютеру и не беспокоиться о драйверах и всем остальном. Оба девайса готовы проигрывать музыку сразу при подключении к новому компьютеру.

Но это до тех пор, пока не захочется что-нибудь записать: входы устройства определяются и маршрутизируются должным образом только после установки программного пакета Apogee Maestro, который можно скачать на сайте Apogee после регистрации продукта с вводом серийного номера.

Как видно из скриншотов Apogee Maestro, вся без исключения маршрутизация управляется программно. Настройки выключения звука, панорама, громкость, инверсия фазы, включения режима фантомного питания — все это делается посредством ПО Apogee Maestro, единого для обоих аудиоинтерфейсов.  

На правом скриншоте можно увидеть интересную секцию — MIDI. Помимо того, что контроллер умеет управлять громкостью всего и вся, он может использоваться и как регулятор для MIDI-сообщений — либо для назначения на какой-то конкретный параметр, либо для навигации по проекту. В частности, имеется ввиду поиск положения полоски проигрывания (Song position). Однако сказать, что это удобно и очень полезно, я не могу. Неплохое дополнение, но, наверное, не более того.

Всю эту функциональность можно использовать, например, в программах пакета Logic Studio. И это тоже одна из особенностей одноплатформенного «железа»: оно полностью интегрировано с программным обеспечением этой платформы.

Также ПО Apogee Maestro завершает интеграцию One/Duet в Mac OS X: громкость входов и выходов становится единой. Это решает проблему отсутствия нужного количества индикаторов и меток на самих Apogee One и Duet, так как уровень громкости можно увидеть теперь на экране.

«Дружба» устройства с компьютером Mac намного крепче, чем между любым другим подобным устройством и Windows. Так что прости, Билл, но принцип Plug & Play сейчас (впрочем, как и всегда) работает далеко не на той платформе, на которой бы тебе хотелось.

One vs. Duet

Субъективная оценка звука дело неблагодарное — особенно, если это касается профессионального аудиоустройства. Тем не менее, я все же расскажу о своих ощущениях от прослушивания One и Duet. По сравнению со встроенным звуком MacBook Pro звучание обеих карт Apogee, проверенное на наушниках Sehnheiser HD 600 и студийных мониторах ADAM A7, не такое «сжатое».  

За счет высокодискретных 96-кГц конвертеров звучание Apogee Duet отличается от One тем, что в буквальном смысле «собирает» и передает больше информации — таким образом, передаются все нюансы звучания (правда, существенная часть таких нюансов сложна для восприятия человеческим ухом).  

Что касается студийного применения, то здесь у меня найдется замечание: самым большим разрывом между One и Duet является отсутствие у первого линейных выходов 6,3 мм — т. е. в отличие от Duet к One можно подключить либо наушники через единственный 3,5-мм выход, либо акустику (для студийных мониторов потребуется переходник на два 6,3-мм джека или два RCA).

Важный момент, на который я очень часто обращаю внимание, когда имею дело с новым аудиоинтерфейсом — это качество потенциометров. Говоря проще, это то, насколько точно и беспроблемно устройство может управлять громкостью звука. Могу выделить три основные проблемы ручек управления громкостью, с которыми я сталкивался за все время работы со звуком: а) малый ход; б) помехи при повышении регулировки громкости; в) невозможность убрать звук до конца. Ничего из этого даже на малость не проявляется у Apogee Duet, тогда как у One некоторые помехи расслышать можно, правда, совсем незначительные.

Однако входы/выходы у обоих аудиоинтерфейсов небалансные, что для такого класса несколько странно. Будет ли это играть большую роль? Вряд ли. Балансные выходы нужны прежде всего на сцене, где провода раскидываются на десятки метров и подвержены наводкам. В студийных условиях «балансность» погоды не сделает.  

Запись

Все инструментальные входы — высокоомные, а микрофонные XLR и в One, и в Duet поддерживают режим фантомного питания 48V для профессиональных конденсаторных микрофонов.  

Задержка в записи, само собой, меньше у Duet, так как карта работает по FireWire, но разница по сравнению с One (USB 1.1) на самом деле минимальна, поэтому беспокоиться об этом не стоит.

Главным преимуществом Apogee One не только над Duet, но и вообще на рынке является встроенный конденсаторный микрофон   круговой направленности, который позволяет в высоком качестве записывать любой внешний источник, будь то голос или инструмент. На YouTube есть много видео, демонстрирующих «рекординговые» возможности «единички». Вот несколько из них:

Особенности работы Duet с MacBook Pro

Наличие порта FireWire для Duet имеет две стороны медали: для тех, кто с ноутбуком (только MacBook Pro) уже использует внешнюю обработку, подключаемую по FireWire, Duet, увы, подключить не удастся; тем, же кто никак не задействует FW-порт на MacBook, Duet позволяет не занимать ценный разъем USB — мелочь, а приятно. Однако…

Почти сразу же после подключения Apogee Duet к «макбуку» мне бросилась в глаза не очень приятная деталь: температура процессора повышается на 5–10 градусов. Даже при отсутствии нагрузок на процессор температура держалась в районе 70 градусов. При работе со звуком она пойдет еще выше, поэтому имейте в виду, что средняя температура MacBook Pro и Apogee Duet при нагрузке — 80 градусов.

Для десктопных машин вроде iMac и Mac Pro это никакой роли не играет, но если речь идет о ноутбуке, который имеет свойство раскочегариваться так, что за его судьбу становится просто страшно, эту особенность надо иметь в виду.

С чем связан перегрев — сказать трудно… Дело в шине?   Я пробовал прояснить ситуацию, спросив знакомого специалиста по драйверам. По его словам, USB и FireWire, конечно, принципиально разные технологии, но в любом случае происходящее странно, ведь любая шина должна открываться для аудиоустройства только тогда, когда через нее подается звук. Если звук не подается с компьютера, значит, он идет с самого устройства — со входов. Возможно, что при   подключении Apogee по FireWire входной поток следует в компьютер со всех входов; далее поток попадает в драйвер, там микшируется и опять отправляется по FireWire на выходы Apogee. Микширование в драйвере вызывает подъем температуры.   Но это — всего лишь гипотеза: тема открыта для обсуждения.

Суммируем

За счет своей одноплатформенной и минималистичной концепции аудиоинтерфейсы Apogee One и Duet получились, что называется, с претензией. Соответственно, не могло без претензии обойтись и в обзоре. Тем не менее, завершающая часть обзора требует хорошенько взвесить все впечатления, эмоции и замечания, чтобы попытаться определить, кому можно порекомендовать Apogee One и Duet.  

Apogee One/Duet — не лучший вариант для тех, кто отличается утилитарным отношением к дизайну, выбирая удобство использования устройства в ущерб его внешнему виду. Поэтому единственное, чем Apogee   может подкупить даже таких скептиков — это непревзойденное качество звука.

Duet подойдет в первую очередь профессионалам, работающим со звуком на максимальной частоте дискретизации — 96 кГц, где выдержать планку может далеко не каждое устройство в ценовом диапазоне до 20 000 руб. Кроме того, это универсальный вариант: функционала Duet хватает для полноценной студии, а компактность девайса позволяет без проблем вместе с ним путешествовать.

Apogee One — это еще более подходящий вариант для тех, кто часто находится в разъездах и работает исключительно на ноутбуке.   Здесь обращу внимание на то, что для питания обоих интерфейсов не нужен другой источник, кроме шины вашего Mac. Это несомненный плюс — особенно для путешественников и музыкантов-романтиков, которые любят писать музыку на природе или в каких-нибудь других экзотических местах.

Устройства предоставлены компанией PowerLine Group, авторизованным реселлером Apple и дилером Apogee в России.