Dragon Age: Origins

Пoмнитe, кaк в кoнцe 90-x — нaчaлe 2000-x вы прoсиживaли дни и нoчи нaпрoлeт в игрe со странным названием Baldur’s Gate? Если ностальгия мучает, и ничто не может заменить вам странствий колоритных героев по красочному фэнтэзийному миру, то знайте: студия Bioware все эти годы сложа руки не сидела, а разрабатывала не просто достойного последователя BG, а вещь, которая по всем параметрам превосходит предшественника. За неделю до Нового Года, кстати сказать, вышла ее версия для Mac OS X.  

Несмотря на то, что издатель пытается дистанцировать новое творение Bioware, Dragon Age: Origins, от жанра традиционной фэнтези, стоит сразу оговориться, что эта игра может считаться лакмусовой бумажкой, которая этот жанр определяет. Скорее всего, основная задача такого маркетингового хода — привлечь широкую аудиторию, которая тушуется при виде страшных букв AD&D (Advanced Dungeons & Dragons, популярная ролевая система, использовавшаяся в Baldur’s Gate).  

AD&D в Dragon Age нет, зато есть практически все, что вы можете от такой игры ожидать: эльфы с длинными ушами и острыми кинжалами, гномы, любящие выпить и душу готовые продать за красивый камушек, люди всех мастей и классов, орки, которых здесь называют «порождениями мрака» (Darkspawn) и живые деревья, которые очень. Очень… Очень-очень медленно думают и говорят. Да-да, «хум-хом» и так далее по Толкиену. Но не стоит пугаться того, что все так знакомо. Bioware действительно взяла все лучшее из смердящего трупа жанра фэнтези и вдохнула это в новое молодое тело, так что скучно точно не будет.  

Вспомните «Властелина колец». Основной акцент великой трилогии сделан вовсе не на боевые операции (хотя этого там, конечно, хватает) и противостояние «плохих» с «хорошими», а на взаимоотношения персонажей и их внутренний мир. Так же и в Dragon Age: конфликт Добра и Зла — всего лишь декорации для человеческой драмы. Эмоциональной, непредсказуемой и, фактически невиданной до сих пор. Практически любую проблему можно решить кучей всевозможных путей, и каждый выбор влияет на сюжет.  

Здесь нет такого параметра, как «мировоззрение» (alignment, параметр, который выбирается в AD&D один раз и отыгрывается на протяжении всего действия), вы всегда можете сделать ход в сторону Тьмы или Света. И это не преувеличение — игрок сможет пройти Dragon Age, даже будучи полным негодяем.  

С самого начала выбор расы определит и историю жизни главного героя до начала основных событий. Прежде чем начнется основной сюжет, геймер наверняка с удовольствием пройдет ее. Это, кстати, еще одна причина для того, чтобы сыграть в DA несколько раз — ведь хочется услышать каждую историю. Ну и, помимо прочего, происхождение главного персонажа также оказывает очень важное влияние на то, куда может завернуть сюжет. Но не один ваш аватар влияет на развитие истории, компаньоны также имеют свое мнение относительно происходящего, которое влияет на их отношение к вам. Соответственно, если вы хотите завоевать расположение того или иного попутчика, придется хотя бы иногда считаться с ними.  

Наверно, лучшим комплиментом Bioware будет то, что играя, испытываешь настоящие муки, принимая то или иное важное решение — ведь всем-то не угодишь, и оно действительно глобально влияет на судьбы этого мира, живого и почти настоящего. Тут немаловажным будет заметить, что иногда, предварительно сохранившись, не удерживаешься и все-таки выбираешь какой-нибудь сверхсмешной ответ в диалоге (а с юмором у Bioware все в порядке, даже просто отлично), чтобы посмотреть, что будет дальше.   

Кстати, я еще не говорил про то, что озвучка и мимика моделей находится на практически недосягаемой высоте? Так вот, говорю. Подводя итог, хочется сказать: DAO так затягивает именно потому, что ни в одной другой игре вы не сможете почувствовать себя способным тянуть ниточку повествования в любую сторону, а не только слепо следовать по проложенной сценаристами дороге без явных ответвлений.  

Не всегда, впрочем, все удается решить разговорами — часто приходится и показать свою силу. Если говорить о сражениях, то боевая система тут осталась чрезвычайно похожей на Baldur’s Gate: происходят они в реальном времени, но нажатие на паузу позволяет выбрать то, что будет делать каждый конкретный персонаж в тот или иной момент. Чтобы не беспокоиться сразу о всех четырех, стоит грамотно расписать компаньонам тактику боя (для этого есть специальное окно), какие умения при каких обстоятельствах применять, кого и когда атаковать и вообще, что делать во время вооруженной стычки.  

Ещё один интересный момент — в папке Documents на вашем жестком диске после установки появится другая папка — override, в которую можно скидывать модификации игры, создаваемые другими игроками. Раздражает, что сцена, в которой герои переходят в интимную стадию взаимоотношений, происходит, когда на них надето достаточно плотное нижнее белье? Для этого есть мод. Не нравится, что NPC в городах по большей части стоят на одном месте? Ну, в общем, вы поняли. Кстати, разжиться огромным количеством неофициальных дополнений можно вот на этом сайте.  

Как можете видеть, игра действительно получилась отличная, и если в ней и есть к чему придраться, то делать этого просто не хочется. Чего нельзя сказать о том, как она портирована на Mac. Конечно, как и все порты, версия для Mac сделана с помощью технологии Transgaming. То есть, грубо говоря, для игры создается своя виртуальная машина с компонентами Windows, на которой в режиме эмуляции идет практически никак не модифицированная игра.  

Видимо, Dragon Age оказалась крепким орешком для Transgaming, так как качество порта не только оставляет желать лучшего, оно подчас ужасает. Прежде всего, тормозит Mac-версия игры нещадно. Помогает отключение шейдеров динамического освещения, но тогда картинка становится блеклой и неинтересной. Иногда, помимо всего прочего, игра «падает» без всякого предупреждения (особенно в городе Даларан — будьте начеку и постоянно сохраняйтесь).  

Отдельная песня — это техподдержка. Похоже, Electronic Arts и Transgaming так и не решили, кто же будет этим заниматься с версией игры для «мака», и потому подумали, что лучше по этому поводу просто не париться. Результат: для того, чтобы получить дополнительный контент, который пользователи Windows могут спокойно скачать (не бесплатно, конечно) после покупки стандартной версии DAO, «маководам» придется сразу купить Deluxe-версию или ждать, пока наконец производители что-нибудь с этим сделают. Более того, даже последний патч из-за этого скачать невозможно, что уж говорить о продолжении истории под названием Awakening, которое выйдет в марте 2010 года… В техподдержке EA и Transgaming говорят что-то неопределенное, так что вопрос этот так и остается нерешенным. Увы, единственное решение этой проблемы — запустить BootCamp и играть в Windows-версию игры. Очень жаль, конечно, что приходится это советовать.