Нeдaвнo нaши кoллeги из «Вeдoмoстeй», сo ссылкой на пресс-секретаря «Вымпелкома» Анну Айбашеву, сообщили, что компания не будет заключать новый контракт с Apple по продажам iPhone в России. По факту, старый контракт истек 31 марта 2013 г., однако он пролонгирован на полгода.
Переговоры продолжаются, и пока Билайн даже поддерживает свой мини-сайт, где по-прежнему можно прочитать уже привычную тавтологию о том, что «iPhone 5 — самое большое событие в истории iPhone». Тем не менее, источники «Ведомостей» в «Вымпелкоме» утверждают, что у Apple чрезмерные требования «по маркетинговому сопровождению». Переводя с аккуратного на понятный: просят много, дают мало.
Российских операторов (МТС и Мегафон уже отказались от контрактов с компанией из Купертино и не ведут переговоров о новых) можно понять: зачем тратить большие деньги на рекламу продукта, продажи которого идут не блестяще? Так, если верить обнародованному в феврале 2013 г. исследованию «Евросети», с начала продаж iPhone 5 всего в России, было приобретено 160 тыс. этих смартфонов. А при этом Apple требует от операторов в рамках контрактов брать на себя обязательства по продаже определенного количества устройств.
Однако, у нас есть интересная статистика для сопоставления. Американское подразделение крупного оператора T-Mobile (многие помнят его по знаменитому ролику с танцевальным флеш-мобом на станции метро Ливерпуль-Стрит в Лондоне) 12 апреля 2013 г. начало продавать iPhone 5. Как сообщают наши американские коллеги из AllThingsD, с это дня компания продала 500 тысяч устройств.
Да, схема продаж iPhone в США и в России отличается. Да, T-Mobile провела агрессивную рекламную компанию. Да, можно приводить еще множество доводов в пользу того, что сравнение некорректно. Но «на выходе» есть простые цифры: 500 тысяч и 160 тысяч смартфонов.
И на наш взгляд, ключевая причина «провала» iPhone 5 в России заключается вовсе не в разнице бизнес-стратегий и не в нюансах контрактов. Разница — в цене. И это касается техники Apple в России вообще. До тех пор, пока эта цена будет в два, а то и в три раза завышена по сравнению с ценой на зарубежных рынках, любые маркетинговые ухищрения останутся бесполезными.
Не случайно мы видим, что белый рынок продаж iPhone 5 в России практически «схлопывается». Признаемся себе: мы всегда знали, что это приблизительно так. Вспомним, как даже крупные СМИ упоительно сообщают о том, сколько стоит в России очередная новинка Apple на следующий день после презентации, ввезенная, разумеется, нелегальным путем.
… В ходе своих выступлений за последний год глава Apple Тим Кук неоднократно говорил о важности развивающихся рынков для бизнес-стратегии компании. Россия — очевидно, один из крупнейших развивающихся рынков. Армия фанатов техники Apple здесь огромна, и она проживает далеко не только в Москве и Санкт-Петербурге, и далеко не ограничивается только молодежью. Об этом мы можем судить даже по активности наших читателей и фолловеров в соцсетях.
И мы уверены, что эта аудитория готова покупать новинки Apple честно, через официальные каналы продаж. Но и цена должна быть честной: как бы ни был эфемерен здесь критерий честной цены, он вполне твердо чувствуется и разделяется большинством покупателей. И дата продаж в России не должна отстоять от даты презентации на несколько месяцев. Говоря проще, Apple пора понять то, что уже поняли некоторые компании из других секторов: нет развитых и развивающих рынков, а есть рынки приобретенные и потерянные. Apple пора «думать иначе».