В прeдыдущeм мaтeриaлe, кoгдa рeчь зaшлa o микшeрe в Logic 9, я рeшил приoстaнoвиться, дaбы нe пeрeгружaть стaтью. Тaк чтo рaсскaзaть o неотъемлемом инструменте, участвующем в процессе создания любого музыкального произведения, я попробую в этом материале.
Для чего нужен микшер?
Для начала предлагаю абстрагироваться от реалий мира всяческих «маков» и «лоджиков», и разобраться в том, что, собственно, есть микшер. Как и большинство из того, что существует в виртуальном мире, микшер — и это вряд ли будет для кого-то секретом — имеет аналог в мире реальном. Аналог этот носит название «микшерный пульт».
Заглянем на секунду в Википедию. Микшерный пульт («микшер», или «микшерная консоль», от англ. «mixing console») — электронное устройство, предназначенное для суммирования звуковых сигналов нескольких источников в один или более выходов.
Переведя вышесказанное обратно в виртуальную область, можно сказать, что микшер в любом виртуальном редакторе типа Logic есть не что иное, как сумматор сигналов с различных дорожек (треков). Любой без исключения сигнал, созданный внутри компьютера (с помощью виртуального инструмента) или полученный извне (с помощью микрофона, гитары и т. д.) должен быть направлен на один из входов микшера — иначе сигнал просто не будет слышен. Это первая и самая тривиальная функция виртуального микшера — перенаправить сигнал на звуковую карту (процессор обработки), откуда звук, преобразованный из цифры в аналог, идет непосредственно к системе звуковоспроизведения (колонки, мониторы, наушники).
Надеюсь, с технической стороной мы более-менее разобрались; осталось разобраться с тем, как можно использовать микшер для достижения творческих целей. Как ни странно, микшер напрямую связан с тем, как ваша творческая мысль, выраженная в мелодии и ритмических рисунках с помощью десятков разных инструментов, выглядит в общей картине всего микса. Другими словами, микшер позволяет нам «разместить» все сигналы микса в пространстве таким образом, чтобы они не конфликтовали друг с другом.
Микшер как креативный инструмент
Наверняка многие из вас слышали это таинственное слово «сведение». Говоря вкратце, сведение — это, как уже было сказано, наложение элементов песни в микс таким образом, чтобы они не конфликтовали друг с другом.
Дело в том, что слуховой диапазон человека очерчен достаточно четкими рамками: 20 – 20 000 Гц. Задача звукорежиссера — уложить все инструменты в этом диапазоне таким образом, чтобы они в буквальном смысле не перекрывали друг друга. Явление, которое заставляет один инструмент звучать тише или вовсе пропадать на фоне другого, называется слуховой маскировкой. Принцип этого явления достаточно прост: если громкость (она же сила, она же амплитуда) сигнала A на определенном участке частотного диапазона больше амплитуды сигнала B, то сигнал B будет менее слышен, чем сигнал A.
Так вот, микшер позволяет нам регулировать громкость сигнала и его присутствие в частотном диапазоне таким образом, чтобы он не мешал другому, т. е. чтобы хорошо записанный звук, например, гитары не терялся на фоне массы ударных и синтезаторных партий. Звучит на словах, конечно, просто!.. Но на деле же сведение — это обширная тема, которая требует долгого и кропотливого изучения, хорошего оборудования и специально подготовленного помещения. Слуховая маскировка — психоаккустический эффект, поэтому узнать о нем подробнее можно здесь. О сведении можно много почерпнуть из двух бесплатных, но крайне полезных видеоуроков за авторством Энди Вакса (Andi Vax): «Секреты сведения» и «Ответы».
Для чего нужен виртуальный микшер, мы, как мне кажется, разобрались. Осталось понять, как он устроен. Этим мы сейчас и займемся на примере микшера аудиоредактора Logic 9.
Микшер в Logic 9
Опции представляют собой стандартный набор основных операций, которые представлены в графическом интерфейсе программы. Однако об одной из опций — I/O Labels — стоит рассказать поподробнее, так как соответствующей кнопки или комбинации клавиш для ее вызова вы нигде не найдёте.
I/O Labels — это именно то место, где вы можете дать всем дополнительным каналам имя — длинное и короткое (для отображения в мелком списке Sends). Как видно, Bus 1 у нас — эффект дилэя, а Bus 2 — реверберации. Теперь не запутаемся!
Элементов управления видом микшере в Logic немного. Пройдёмся по каждому из них.
Single — отображаются только дорожки, каким-то образом скоммутированные с выбранной.
Давайте посмотрим на скриншот. Выбранная дорожка HH (сокращенно Hi-Hats) связана с еще двумя каналами: REVERB (реверберация) и DRUMS. REVERB (Bus, или «шина», 2) представлена в секции Sends, и чтобы направить сигнал на обработку, необходимо просто поднять уровень Bus 2. DRUMS — это основной канал, куда идут сигнал с дорожек для всех ударных. Сделано это для того, чтобы не вешать на каждый канал по эквалайзеру — так как в этом не всегда есть необходимость — и компрессору; кроме того, чтобы можно было всегда отрегулировать громкость всех ударных, замьютировать их (M) или сделать их слышимыми в соло-режиме (S).
Arrange — отображаются абсолютно все дорожки, видимые в Arrange Window. К слову, порядок дорожек в микшере привязан к вертикальному расположению треков в окне аранжировки. То есть расположить дорожки так, как вам было бы удобно работать с ними именно в окне микшера, нельзя.
All — позволяет видеть нам все дорожки, включая скрытые (в Arrange Windows нажмите на клавиатуре H и укажите, какие дорожки нужно скрыть).
Остальные кнопки (Audio, Inst, Aux…) предназначены, как вы поняли, для того, чтобы делать видимыми/невидимыми определенные типы Channel Strip’ов.
На верхней панели также имеется одна крайне полезная кнопка управления:
— если сделать эту кнопку активной (фиолетовой), то выбранная дорожка будет выделена в любом окне программы, будь то Mixer, Arrange Window или Piano Roll.
Mixer в Preferences
Внешний вид и структура микшера также могут быть немного изменены в главном меню настроек Preferences->Display->Mixer.
Open plug-in windows insertion — при добавлении плагина он открывается автоматически.
Default Size — размер окна плагина по умолчанию (действует только на родные плагины).
Scale — шкала отображения громкости сигнала. Exponential — основной тип отображения, особенно хорошо показывающий громкость в верхнем диапазоне. Sectional dB-liner — более детальный тип отображения громкости.
Channel Order — порядок следования каналов для 5.1-канального режима.
Что такое Channel Strip?
Сhannel Strip — это просто понятие звуковой дорожки в Logic, которое принципиально от других секвенсоров не отличается. Разве что хочется отметить старание создателей Logic, которые уже за нас сделали множество опций настроек (пресетов) для Channel Strip. Также имеется возможность сохранять целую дорожку вместе со всеми параметрами плагинов и инструмента. Лично я, закончив работу над проектом, всегда сохраняю все интересные звуки именно с помощью Channel Strip (настройки будут храниться тут — [папка пользователя]/Library/Application Support/Logic/Channel Strip Settings). К слову, небольшой совет: лучше почаще делать резервные копии папки [папка пользователя]/Library/Application Support/Logic, чтобы в один день не остаться без всех своих наработок из-за отжившего свой век винчестера.
Структура Channel Strip
От Software Instrument обычный Audio-трек несколько отличается в нижней части.
Заметьте, что Logic дает возможность смотреть на EQ, не заходя в сам плагин — безмерно полезная функция! Работает только для «родных» эквалайзеров.
Если в «Выходе» вместо Stereo Out указать Output → Surround (5.1), панорама примет соответствующий вид.
Типы каналов
Всего Logic предоставляет нам на выбор четыре типа каналов: Audio (обычные аудиосэмплы), Software Instrument (виртуальный инструмент — добавляется в поле сразу под ярлыком I/O), MIDI External Instrument (как видно из названия, этот тип канала предназначен для внешних инструментов) и Aux (сокращение от auxiliary, т. е. «вспомогательный») . Есть еще Master и Output, но это служебные каналы, которые создаются программой так или иначе — количество выходов Output будет зависеть от количества выходов вашей звуковой карты, а Master — это просто громкость проекта.
Создать любой канал можно, нажав крестик в в окне аранжировки справа от Global tracks (правая кнопка дублирует канал), или в самом окне микшера (Window -> Mixer или комбинация Cmd+2), слева сразу над первым фейдером, но создать можно только вспомогательный канал Aux!
Создать вспомогательный канал Aux (или Bus) также можно, щелкнув два раза по нужной ячейке в Sends, затем просто выбрав нужный канал.
На последнем скриншоте также видны три типа обработки Send.
Post Fader — количество сигнала направляется в Send ровно настолько, насколько поднят фейдер-канал, т. е. если фейдер опущен, сигнал не слышен ни в основном, ни в дополнительном канале.
Pre Fader — сигнал с основного канала поступает на дополнительный, даже если фейдер опущен.
Post Pan — количество сигнала, которое пойдет в Send, в этом режиме определяется не только положением фейдера громкости, но и ручки панорамы.
Также помните, что после создания дорожки, обратно, простите за тавтологию, дороги уже нет. То есть превратить Audio-трек в Software Instrument уже будет нельзя. Дорожку необходимо будет удалить и создать новую.
Группы (Groups)
Для управления несколькими каналами в Logic предусмотрена возможность объединять каналы в группы. Желтые надписи «5: REVERB» означают, что все три типа ревербераторов состоят в одной, пятой по счету группе под названием «REVERB».
Очень часто это помогает, если надо заглушить все ревербераторы и послушать, как звучит проект «всухую». А так пришлось бы нажать три кнопки M (Mute) вместо одной. В настройках меню Groups (кликните на желтую надпись, затем выберите пункт Open Group Settings) можно выбрать почти любой элемент Channel Strip, включая автоматизацию трека.
Автоматизация (Automation)
Автоматизация — автоматическое (заранее прописанное пользователем) изменение параметров. В Arrange Window представлено следующим образом:
Как видно, громкость с +0.2 dB со временем падает до -38.1.
Основные режимы автоматизации:
Off — автоматизация выключена;
Read — воспроизведение автоматизации, изменение параметров во время проигрывания на автоматизацию не влияет;
Touch — автоматизация меняется только там, где произошло изменение параметра;
Latch — автоматизация меняется там, где произошло изменение параметра, но последнее новое значение будет распространяться на всю остальную часть трека;
Write — в этом режиме автоматизация меняется, как в режиме Touch при изменении параметра, однако там, где изменений не было, автоматизация полностью удаляется.
Подробно автоматизацию мы как-нибудь разберем в отдельном материале. Это достаточно интересная и широкая тема.
Наконец, функция Заметки (Notes) появилась в Logic только в девятой версии и позволяет, как ясно из названия, создавать небольшие описания там, где это необходимо.
На этой простой и замечательной ноте мы и завершим обзор микшера Logic 9! Надеюсь, если вы до этого были совершенно незнакомы с виртуальным микшером, то теперь хотя бы имеете представление о том, что это такое, а также сумеете разобраться в мощном, но при этом дружелюбном микшере Logic Studio.