Aperture 3

Рaди пoльзoвaтeльскиx прoдуктoв Apple oбычнo устрaивaeт пышныe прeзeнтaции, пoдрoбнoсти кoтoрыx пoтoм долго обсуждаются. Профессиональный софт представляют куда скромнее — Aperture 3, к примеру, выкатили без лишнего шика. А ведь показать есть что!

В третьей версии Aperture не только обзавелся новыми функциями, способными порадовать профессиональных фотографов, но перенял и многие приятные черты iPhoto ’09. В частности, алгоритм распознавания лиц (Faces) и систему работы с геотэгами (Places). Обе эти новинки отлично помогают поддерживать порядок в коллекции фотографий. И — конечно, при желании — тратить на это еще больше времени, чем раньше.

Faces  

Работа Faces практически идентична соответствующей функции iPhoto за одним небольшим, но важным исключением: распознавание лиц можно запускать не по всей библиотеке, а лишь по выбранному проекту (проект в Aperture — это что-то вроде альбома из iPhoto, но еще выше уровнем). Нужно это, к примеру, после того, как поснимаешь на какой-нибудь вечеринке. Если каждый ее участник захочет получить лишь ту часть фотографий, на которой успел засветиться, удовлетворить его каприз можно в течение нескольких минут.  

Выглядит использование Faces следующим образом. Программа обрабатывает все фотографии и сама выделяет на них лица. Затем просит подписать самостоятельно несколько из распознанных лиц, а дальше пытается угадать сама, кто на каких снимках изображен. В идеале можно достаточно быстро перейти от подписывания к подтверждению верных «догадок» алгоритма.

На практике оказывается, что выбрать абсолютно все фотографии с определенным человеком довольно сложно. Но зачастую достаточно и небольшой части снимков. К тому же очень помогает возможность ограничить поиск одним проектом: можно пополнять «знания» программы о лицах с каждой следующей фотосессией, а не как в iPhoto — время от времени и с учетом всей базы фотографий.

Places

Геотэги — еще один способ потратить уйму времени на сортировку фотографий. Или наоборот — сэкономить его при поиске нужного снимка или подборе альбома. Тратить время приходится в том случае, если к карте нужно привязать старые снимки, не содержащие информации о географическом положении. Зато для новых можно придумать какой-нибудь способ автоматического снабжения геотэгами. Aperture в этом сослужит неоценимую службу.  

Поскольку большинство зеркальных фотоаппаратов не поддерживает GPS без специальной «присадки», в Apple решили немножко упростить жизнь фотографам-путешественникам. Если Places из iPhoto делает только самую очевидную работу –   раскидывает по карте фотографии с уже проставленными геотегами, то в Aperture все куда хитрее. Сюда можно загрузить данные о маршруте с геотрекера и программа сопоставит информацию о времени съемки фотографий с данными о перемещениях. В результате получатся более или менее аккуратные геотеги. В конечном итоге все зависит только от точности геотрекера и синхронизации часов в нем и в камере.

В качестве геотрекера может выступать как специализированное устройство (к примеру, навигатор), так и iPhone, для которого есть программы, способные записывать и экспортировать маршруты в одном из общепринятых форматов.

К сожалению, мой импровизированный полевой тест показал, что особенно полагаться на «айфон» не стоит, особенно на программы-трекеры. Такая программа должна быть все время запущена и занята определением координат — далеко не самый удобный вариант.

Если уж очень хочется зафиксировать координаты съемки, а кроме iPhone под рукой ничего подходящего нет, то лучше сделать его камерой «контрольный» снимок, геотег которого потом сможет использовать Aperture (это, прошу заметить, не моя придумка, а официальная функция).

Кисти  

Places и Faces — удобные, но не особенно критичные для большинства пользователей функции. Что действительно прибавляет ценности третьей версии Aperture — так это «недеструктивные» кисти, а также «пресеты» (presets).

Если вам уже приходилось пользоваться программой для обработки фотоснимков, наверняка вы сталкивались с бесконечными рядами настроек, которые можно применить к снимку. Голова от них, конечно, первое время идет кругом, но аппетит, как известно, приходит во время еды. Чем дольше крутишь рукоятки, тем лучше понимаешь, как каждая из них меняет снимок. Но часто выходит так, что одну часть фотографии улучшаешь, а другая в это время приходит в полную негодность. Тут-то и приходят на помощь кисти.

Кисти здесь значительно отличаются от того, к чему привыкли пользователи графических редакторов. Суть их не в том, чтобы что-то пририсовать к фотографии, а в том, чтобы применить настройки цвета, света, яркости, контрастности и прочих подобных характеристик не к целой фотографии, а только к ее части. Мало того, Aperture старается автоматически распознавать края объектов, что сильно упрощает работу. Скажем, если нам нужно высветлить какой-то участок фотографии, то достаточно взять кисть «Dodge (Lighten)» и выделить необходимую область буквально несколькими движениями.

Самый приятный момент – каждое применение кисти будет отражено в колонке Adjustments. Если нужно усилить или ослабить эффект – достаточно подвигать регулятор. Если нужна ещё одна кисть того же типа, её можно добавить здесь же.

При желании кистями можно хоть полностью раскрасить фотографию, а в сочетании с сохраняемыми настройками (presets) и механизмом версий (снятый кадр остается неизменным, но можно создать сколько угодно отретушированных версий) они дают просто потрясающие возможности.

Под капотом

В Aperture 3 есть замечательный полноэкранный режим: в нем можно делать всё то же, что и в обычном, но экранное пространство используется оптимальнее некуда.

В пункте с таким названием я хотел написать про улучшение производительности программы: Aperture теперь поддерживает 64-разрядные процессоры, что в сочетании со Snow Leopard может дать заметный прирост в производительности.

Но метафора с капотом, к тому же, очень хороша для сравнения iPhoto и Aperture. В Aperture разработчики не стесняются дать пользователю чуть дальше углубиться в технические детали и получить больше информации о работе программы. Скажем, если дать ей команду экспортировать несколько сотен изображений, то можно кликнуть по надписи «Exporting» и наблюдать за тем, как идет работа.

И таких примеров, на самом деле, масса. Если iPhoto накрепко привязан к одной библиотеке, то Aperture может легко переключаться между ними; если в iPhoto нельзя сделать так, чтобы снимки лежали в своих папках, но при этом отображались в библиотеке –   то Aperture это под силу.

Вердикт

По ощущениям, опыт работы с Aperture напомнил мне мой переход с простенького незеркального фотоаппарата на любительскую зеркалку. Действительно, как и предупреждали, это сложнее и функций не в пример больше. Да, стоит на порядок дороже, а также бесспорно больше и тяжелее. Но, черт побери, чего только не сделаешь ради нормальных четких снимков!

Если все описанное звучит знакомо, значит переход с iPhoto на Aperture наверняка принесет вам не менее приятные ощущения.