Apple на гребне волны?

Вчeрa, в 21-00 пo Мoсквe, кoмпaния Apple прoвeлa свoю пeрвую бoльшую прeзeнтaцию в этoм гoду, приурочив ее к своей ежегодной Всемирной конференции разработчиков (WWDC). Это было не случайно — именно узкое сообщество разработчиков, дизайнеров и ориентирующихся на них техно-изданий сформировало то информационное давление на Apple, результатом которого стало обсуждение таких тем, как:

  • устарелость интерфейса iOS (скевоморфизм — это плохо);
  • слишком быстрое обновление продуктовой линейки (раньше устройства не устаревали так часто — было хорошо);
  • Apple в кризисе;
  • лидеры мнений переключаются на Android и т.д.

Сейчас оставим в стороне противоречивость этих суждений, равно как и детали представленных продуктов. Нас интересует, скорее, как Apple реагирует на этот кризис, как она действует под давлением? Однозначного ответа нет, как говорят в Facebook: все сложно.

Очевидно, Apple частично уступила давлению. Хотя можно сказать и по-другому: прислушалась к пожеланиям клиентов. Новый дизайн iOS, действительно, более плоский; он, действительно, предусматривает расширенную функциональность на закрытом экране; он, действительно, ввел полную многозадачность и даже… фильтры для фото!

Но нельзя сказать, что это игра в одни ворота, что Apple поддается влиянию разработчиков. Даже напротив: Apple использует разработчиков. Компания славится тем, что может найти перспективный рынок, заполненный различными, не самыми крупными игроками, и выйти на него.   Однако с годами эта ее стратегия трансформировалась в нечто иное: она смотрит на то, какие приложения успешны, и делает свой вариант для массовых пользователей (вспомним Напоминания, посмотрим на iTunes Radio и т.д.).

Но, теперь, вероятно, наступил уже новый этап эволюции. Apple пытается догонять, пытается интегрировать те решения, которые уже признаны лидирующими. Вернемся, для примера, к фильтрам в фотокамере. Серьезно? Фильтры? Можно было бы сказать, что массовая аудитория еще не знает что это такое, если бы Instagram уже не выиграл борьбу за пользователя у своих конкурентов.  

Но дело не только в фильтрах. Месяц назад Yahoo представила свое приложение Погода. Как выясняется, Apple почти полностью использует его интерфейс (как и данные) для собственного погодного приложения.

Но дальше больше. Ведь не только у нас возникло впечатление, что различные элементы из iOS 7 уже были использованы в других операционных системах. Вот что пишет сегодня Kevin C. Tofel из американского техно-блога GigaOm:

«Я увидел элементы из Microsoft Windows Phone, Android, виджетов сторонних разработчиков, HTC Sense и даже Palm’s webOS…»

Возможно, это действительно необходимая составляющая развития компании. Она должна прислушиваться к пользователям. Она должна быть внимательной к тем, кто являются лидерами мнений, кто первыми открывают возможности новых функций. Но раньше именно Apple была лидером мнений. Именно Apple представляла новый софт, который устанавливал стандарты качества, интерфейса, продуктивности и пр. Сейчас же Apple пытается угадать, угодить и догнать.

Возможно, именно поэтому Тим Кук несколько раз подчеркивал обратное в ходе презентации, заявляя, что цель Apple — делать лучшие продукты в мире, и что его команду гораздо более вдохновляют данные об удовлетворенности пользователей их продуктами и статистика их реального использования, нежели доля рынка. Но надо не только слушать слова, но и смотреть на действия. А они вполне красноречивы.

К примеру, возможность создавать и править документы iWork в браузере через сервис iCloud — логичное развитие имеющегося функционала. Но кому реально эта функция нужна, на кого она рассчитана? На пользователей Windows. Такую технологию их привлечения Apple уже опробовала ранее, когда делала доступными для них Safari и iTunes. Сработает ли это сейчас? Яркие, красивые шаблоны — это, пожалуй, основное, что может привлечь пользователя Microsoft Word 2003. С другой стороны, Pages, Numbers и Keynote — это сложные программы, на которые надо переучиваться. А при всей запутанности дизайна Word’а — он прост своей привычностью. Он всего лишь дает печатать текст.

… Своим наименованием новой серии OS X (Mavericks — большие волны), Apple продемонстрировала стремление вернуться к корням, указав на свое калифорнийское происхождение. Не случайны здесь и Mac Pro, сделанные в США, и флаг «Калифорнийской республики». Силиконовую долину даже в США критикуют за замкнутость и странность субкультуры, сопровождаемой чрезмерной амбициозностью и высокомерием. И Apple не боится идти наперекор этой волне (этому maverick), не боится упреков в непопулярности, с гордостью подчеркивая свое калифорнийское происхождение.

Возможно, именно такую стратегию стоило бы перенести и в разработку софта, в продуктовую стратегию.   Ведь Apple раньше была компанией, ориентированной как на массовый рынок, так и на продвинутых пользователей (вспомним MacBook и MacBook Pro). Но эти продвинутые пользователи — это не только разработчики, не только те, чья цель — это средства: программы, приложения, техника вообще. Это писатели, музыканты, художники. Как говорил Стив Джобс, дело не в технологиях, а в технологиях, «повенчанных со свободными искусствами».

И, кажется, Apple несколько теряет свой фокус, которым она так гордится, когда ориентируется на мнение тех, кто создает средства. Ни одно средство никогда достаточно не хорошо само по себе, когда не ясна цель, ради которой оно используется. Можно биться об заклад, что, спустя некоторое время, окажется, что скевоморфизм — не так уж плох и, пусть частично, но его можно использовать; а более редкое обновление продуктового ряда будет вызывать еще более острую критику, чем сейчас — более частое.

Что получили писатели от представленных новинок? Потому что шаблоны с картинками для работы в браузере — это не для них. Что получили музыканты: iTunes Radio? Что получили художники: прозрачность интерфейса? Что получили студенты: пожелание читать книги в iBooks на компьютере? Их и на iPad неудобно аннотировать и конспектировать. А если создавать комментарии в тех же Pages — их нельзя экспортировать единым текстом.  

При всем при том, наверное, сложно не признать: презентация была насыщенной, гораздо более деловой и сконцентрированной на новинках — даже слова, наподобие «фантастический», «лучший», «потрясающий» употреблялись не так часто, как обычно. В целом, это кажется шагом в нужном направлении.

Таким же шагом могла бы стать стандартизация и синхронизация выпуска новых iPhone и iPad — раз в год, осенью, чтобы успеть создать спрос и удовлетворить его перед новогодними праздниками. И чтобы не создавать ложного ажиотажа, не выпускать вымученных S-новинок и не создавать дополнительного давления на своих и сторонних разработчиков, чтобы не получать на выходе сырые продукты (maps?).

В целом, мы ждем, что компания станет более «взрослой», деловой, стабильной, предсказуемой, похожей на другие корпорации. Это — не плохо, это — уже, по сути, так. Осталось это лишь признать.

А дух приключений, дух больших волн, наперекор которым надо идти, должен остаться не во внешних атрибутах, не в громких эпитетах, а в воплощении продуктов, не оглядываясь ни на кого, открывая новые бескрайние просторы, на которых не видно еще ни одной доски и ни одного паруса. Деловой костюм не делает бизнесменом, а гидрокостюм — серфером. И то, и другое — лишь средство для цели. Лишь способ оседлать волны.