Intuos4

Бoльшaя, чeрнaя и дoвoльнo внушитeльнaя кoрoбкa oкaзывaeтся в мoиx рукax. Внутри — нeизвeстнoe устройство: планшет Intuos4. По словам сотрудников компании Wacom —   чудо техники, от которого не откажется ни один фотограф. Простите, но ведь планшет – это обычный аксессуар для художника или какого-нибудь дизайнера, и куда более редкий гаджет на столе фотографа. Оказывается, этот планшет особенный:   хоть он и отлично годится для рисования, для обработки фотографий тоже подойдет как нельзя лучше. Мало того, поддерживает не только Adobe Photoshop или Lightroom, но и аналог «Лайтрума» от Apple — приложение Aperture.

В последней версии Aperture появились кисти — очень важный и нужный для тонкой доводки фотографий инструмент. К примеру, если нужно высветлить какой-нибудь объект, оставив другие темными, можно закрасить его и отрегулировать яркость индивидуально. Кисти Aperture контекстозависимы – то есть имеют приятную особенность автоматически учитывать края объекта. Но корректно это работает далеко не всегда – филигранная работа может понадобиться совершенно внезапно. Именно с такими ситуациями у меня и ассоциировался планшет. Однако оказалось, что польза от него ощущается вообще непрерывно. Через какое-то время к мыши (а тем более – к тачпаду) и притрагиваться не хочется.

Наш вариант Wacom Intuos4 имеет маркировку M — то есть это «средняя» по размеру модель. В той же линейке есть две модели побольше, одна — поменьше, и беспроводная модель точно такого же размера. Каждая из них может быть дополнена мышью. Все их объединяет наличие дополнительных элементов управления — рядом с чувствительной поверхностью имеется тактильное колесико с кнопкой в центре, а сверху и снизу от него — ряды кнопок (по четыре кнопки в каждом). Рядом с кнопками — небольшие экранчики, отображающие обозначения команд (кроме модели Intuos S, горячие клавиши которой не оснащены световыми табло).

Впрочем, при первом подключении Intuos к компьютеру экранчики темны. Планшет при этом работает — то есть проводя пером над поверхностью, мы двигаем курсор. В системных настройках при этом появляется дополнительный значок, позволяющий задать скорость движения курсора или включить рукописный ввод. Эти функции уже заложены в Mac OS X, но для использования всех элементов управления Intuos потребуются дополнительные драйверы.

Сразу после их установки на экранчиках отображается назначение кнопок, а в системных настройках возникает еще один пункт — на этот раз фирменная панель настроек Wacom. Однако изначальных настроек для начала работы уже вполне достаточно.

Запускаем любой графический редактор (я опробовал Pixelmator и Photoshop CS5) и начинаем рисовать. Виртуальной кисти передается как нажим, так и угол наклона пера. Если перевернуть его и начать рисовать обратной стороной, программа автоматически переключится в режим ластика — очень естественное и приятное поведение.

В графических редакторах планшет сам переключается в иной режим: если в обычных программах курсор просто движется в том направлении, на которое указывает перо, то здесь с каждой точкой на поверхности планшета ассоциируются координаты на экране — то есть наводя перо, к примеру, на верхний правый угол поверхности, мы сразу же переставим курсор в верхний правый угол экрана. Этот режим требует некоторой тренировки, но позволяет работать куда быстрее, чем гоняя курсор с места на место.

Наконец очередь доходит до Aperture — здесь планшет тоже на первый взгляд прекрасно работает:   колесико позволяет прокручивать список снимков, пером можно пользоваться при работе кистью, в режим ластика редактор тоже переключается. Но недостатки заметны — колесико в режиме регулировки размера кисти не делает то, что нужно (режимы, кстати, переключаются центральной кнопкой), а зажатие кнопки Pan не позволяет перемещаться по снимку. Похоже, придется немного покопаться в настройках.

Панель настройки Intuos открывает широчайшее поле для деятельности: здесь можно добавить любую программу и задать назначение любых кнопок индивидуально для нее. Настраивается и поведение колесика в разных режимах, и кнопки на планшете и на ручке, и даже сочетание клавиш, передаваемое программе при переходе в режим ластика. Оказалось, что для того, чтобы в Aperture колесико регулировало размер кисти, оно должно стоять в режиме Auto Scroll/Zoom. Привязать клавишу «пробел» к одной из кнопок тоже было элементарно.



Когда все настроено правильно, работать с планшетом — одно удовольствие. Хоть поначалу обращаться с незнакомым гаджетом и довольно непривычно, потом движения оказываются естественными и преобретают нужную точность. С мышью, надо сказать, такая точность приходит после куда более длительных тренировок, тогда как опыт владения пером приобретается быстрее и становится привычным чуть ли не в первый день. Неудивительно — держать ручку и карандаш каждого из нас учат еще в школе, и даже многолетнее использование клавиатуры не способно выжить этот навык насовсем.

Правда, подобного не скажешь об использовании дополнительных кнопок –   они в теории способны заменить несколько наиболее часто используемых клавиатурных сочтеаний, но на практике нащупать клавиатуру куда проще. Если провести пальцем по колесику не проблема, то попасть в крошечные, плотно прилегающие друг к другу и к тому же совершенно одинаковые кнопки намного сложнее. По всей видимости, такое расположение продиктовано экономией – иначе прилегающие к кнопкам экранчики тоже пришлось бы делать больше. В итоге, к примеру, чтобы переместить экран к другой части картинки, проще бывает дотянуться до обычной клавиатуры и зажать «пробел», чем нащупывать аналогичную кнопочку на планшете.

Будь кнопки более выпуклыми, а расстояние между ними больше, было бы приятнее (в идеале на одной из средних кнопок не помешали бы еще и пупырышки вроде тех, что есть на клавишах «F» и «J» обычной клавиатуры). Но планшетом и без того приятно пользоваться, а богатство настроек делает его полезным практически в любой программе для обработки изображений.