Технология Flash для iPad и iPhone: история давней борьбы Apple с Adobe

Бoгaтaя нa сoбытия истoрия взaимooтнoшeний кoмпaний Apple и Adobe знaлa кaк явныe взлеты так и падения. Тесная дружба переплетается здесь со враждой, взаимная помощь соседствует с конфронтацией. Сегодняшнее положение дел может быть названо потеплением, наконец-то сменившим период антагонизмов. Насколько все это касается именно нас как массовых пользователей? Есть ли реально нужда в пресловутой технологии Flash для iPad и других iOS-гаджетов? У большинства читателей давно уже сложились мнения. Ну что ж, тем любопытнее будет выразить наше и затем посмотреть насколько они совпадают!  

От былой дружбы к вражде

Изначально обе компании были очень дружны! Достаточно будет сказать, что в 1985-м году Apple вложила в развитие Adobe солидные $2,5 миллиона. «В отместку» партнеры Apple из Сан-Хосе помогли сделать Mac еще более мощной и «вкусной» машиной. Не станем погружаться в дискуссию об огромной роли PostScript для настольного издательства вообще и «одной фруктовой компании» в частности. Начнем прямиком со знаменитого в наши дни Photoshop.

Когда в 1990-м Photoshop только-только вышел на рынок, он был «заточен» под Mac. Теперь уже мало кто помнит, что поддержка редактором Windows появилась лишь в версии 2.5. Во многом именно благодаря Photoshop и ряду других продуктов от Adobe платформа Macintosh укрепила позиции, став действительно идеальным выбором для «креативных профессионалов».

Затем начинаются разногласия, предшествующие яростной битве вокруг Flash для iPad и других «i-гаджетов». Пропуская отдельный сюжет о шрифтах, ставших самым первым конфликтом между компаниями, коснемся ПО для видеомонтажа. Прямая конкуренция разгорелась между «адобовским» приложением Premiere и «яблочным» Final Cut. Последний стал для Adobe Systems грозным противником, изменив рынок нелинейного видеомонтажа аналогично тому, как сама Adobe ранее «обошлась» с рынком издательства. Кроме того, такие продукты от Apple и Adobe как Aperture и Lightroom соответственно, прямо соперничают в сегменте высококачественного редактирования фото.

В какой-то момент Стив Джобс обвиняет Adobe напрямую, вменяя соседям-калифорнийцам в вину как общую нелояльность к заслуженному партнеру, так и «невыносимо медленную адаптацию под развитие платформ Apple». Это несколько спорное утверждение Джобса не добавило фирмам взаимной симпатии. А впрочем, многие из прежних сражений уже не ведутся. Причина крайне проста: те самые «креативные профи», на которых нацелена Adobe, сегодняшней Apple едва ли нужны. Отныне в центре внимания «Фрукта» только сугубо потребительские изделия во главе с iPhone и iPad. Вот здесь-то и разразилась война вокруг Flash для iPad, превратившая близких когда-то партнеров в заклятых соперников-дуэлятнов.

Победа Apple над Flash

Какими только словами Стив Джобс не «обзывал» Flash! Читатель конечно же в курсе. Тут вам и «глючный пожиратель энергии батареи от ленивых людей», и «ущербная небезопасная технология с крайне низкой производительностью» и прочее в том же замечательном духе. А между тем спустя уже год после выхода оригинального iPhone в 2007-м, компания Adobe четко обозначила планы по переносу платформы Flash на мобильные телефоны. В ответ бурлящая негодованием Apple не ограничилась только запретом использовать Flash на iPhone. От «приближенных» iOS-разработчиков даже потребовали отказаться от инструментов наподобие Flash Professional CS5, преобразующих опальный Flash-контент в iOS-приложения.

Дружившие когда-то компании превратились в боксеров, желающих друг другу не рядового поражения по очкам, а непременно нокаута. Опустим перипетии борьбы, достаточно будет изложить главное. После ряда взаимных ударов поле боя осталось за Apple, поскольку в конечном итоге Adobe отказалась от прежнего своего замысла по переносу Flash на смартфоны и планшеты.

И от вражды снова к дружбе

Выход из ситуации наметился сам собою. Можно до хрипоты спорить о нужности и ненужности обруганной технологии Flash для iPad и iPhone, попутно обвиняя покойного Джобса в упертости, а экосистему от Apple в нелепых ограничениях. Как говориться дело хозяйское, однако все точки над «i» обычно свойственно расставлять самой жизни. Наверное так случилось и здесь.

Как будто бы вдруг позабыв о конфликте, оба уставших «боксера» уже опускают перчатки. По-своему тоже упорная Adobe в последнее время демонстрирует постепенный отход от спорной технологии Flash в пользу HTML5 и CSS3 как более перспективных web-стандартов, не требующих установки плагинов и способных работать в среде iOS.

Примиряющие жеcты от Apple не заставили себя долго ждать. Компьютерный магазин Mac App Store пополнился рядом новых продуктов Adobe – таких как Premiere Elements и Quick Editor. Более того, представляя в 2012-м свой флагманский MacBook Pro with Retina Display, «яблочники» показали на его замечательном дисплее именно Photoshop в числе разных прочих программ. Все это далеко не случайно. Ответным «реверансом» из Сан-Хосе стал выпуск сенсорной версии Photoshop для iPad.

О чем тут еще можно спорить, когда два главных антагониста зарывают топор войны в землю? Конечно же можно всерьез утверждать, что действия Adobe как «проигравшей» стороны просто вынуждены… однако зачем тогда обитателям Сан-Хосе выпускать «наполеоновские» аксессуары именно к iPad? Речь о стилусе Project Mighty и цифровой линейке Napoleon. Анонсированные в начале мая штуковины обязаны превратить планшет Apple в еще более продвинутый инструмент для разработки графических материалов. И наверняка превратят, хотя многое зависит от ценников.

Остался ли повод для споров?

Пока две огромных компании все спорили да боролись вокруг Flash для iPad, десятки и сотни миллионов владельцев iPad да iPhone преспокойно себе обходились без Flash, с иронией реагируя на извечный упрек от пользователей девайсов с Android. Теперь вот сама эта тема медленно сходит на нет. Ну слишком уж много у данной технологии недостатков! Решение самой Google, «родившей» Зеленого Робота, о прекращении поддержки Flash весьма и весьма показательно… Похоже что в данном конфликте победу одержал не столько какой-то диктат и давление, сколько объективные веяния времени. А что думаете по этому поводу Вы?